Право западносахарского народа на самоопределение

Воскресенье, Август 25th, 2013 @ 3:18ПП

Принцип самоопределения народов и наций является одним из центральных и важных принципов международного права. Ликвидация колониализма и возникновение новых независимых государств представляют содой осуществление на практике принципа самоопределения наций.

Последовательная принципиальная политика Советского Союза, других социалистических стран, всех прогрессивных сил мира, направленная на поддержку национально-освободительного движения, привела к появлению на карте при многих молодых государств, ныне представляющих важный фактор международных отношений[1].

Параллельно с борьбой национально-освободительных движений за достижение своих целей происходило углубление и расширение содержания принципа самоопределения.

Важнейшими для развития принципа самоопределения являются такие документы, как Декларация ГА ООН I960г. «О предоставлении независимости колониальным странам и народам», положения международных пактов 1966 г. «О правах человека», Декларация ГА ООН 1970 г. «О принципах международного права». В этих актах принцип равноправия и самоопределения народов раскрывается, как:

а) право народов свободно распоряжаться своей судьбой, т.е. в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие;

б) право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами;

в) обязанность всех государств содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН;

г) обязанность всех государств воздерживаться от любых действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) возможность для колониальных народов использовать все доступные им средства в борьбе за независимость;

е) обязанность всех государств содействовать ликвидация колониализма, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов.

Между тем проблемы, связанные с принципом самоопределения, сохраняет свою актуальность. Об этом свидетельствует, в часнтности, проблема реализация права на самоопределение западносахарским народом.

Нерешенность этой проблемы в настоящее время является источником разногласий между развивающимися государствами, в первую очередь стран Магриба и создает потенциальную угрозу миру в этом районе.

Именно такую позицию занимают прогрессивные силы мира и в первую очередь СССР и другие социалистические страны.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев в Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду КПСС отметил, что «не угасают очаги военной опасности. Мы за то, чтобы активизировать коллективные поиски путей разблокирования конфликтных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Африке, на Юге Африке, во всех бурлящих точках планеты. Этого настоятельно требуют интересы всеобщей безопасности”[2]. Между тем сегодня в условиях усиленного натиска империализма, осуществления США политики неоглобализма актуальной задачей является консолидация сил, выступающих за мир во всем мире, что требует устранения всех разногласий между ними, притом мирными средствами. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев отметил на ХХУП съезде: «Социализм безоговорочно отвергает войны как средство разрешения межгосударственных политических и экономических противоречий, идеологических споров. Наш идеал — мир без оружия и насилия, мир, в котором каждый свободный народ свободно избирает путь развития, свой образ жизни”[3].

В 1964 г. Марокко выступило в ООН с предложением провести конференцию по Западной Сахаре, которая в то время находилась под управлением Испании. Но после того, как в ООН было предложено в основу решения вопроса положить принцип самоопределения, Марокко отказалось от своего предложения о референдуме. Очевидно, марокканское руководство опасалось, что результаты референдума будут не в его пользу.

На Западную Сахару в это время предъявляла права и Мавритания. Марокканские власти свои претензии на Западную Сахару основывали на неких «исторических правах».

В несостоятельности тезиса, выдвинутого марокканскими властями, убеждает особое мнение международного судьи Дилларда: «Народ должен определять судьбу территории, а не территория судьбу народа. В этой связи является очевидным, что существование древних «правовых связей»… хотя и может оказать некоторое влияние на процесс деколонизации, но должно иметь только незначительный эффект для альтернатив, существующих для народа»[4].

Вывод о неправомерности прав Марокко вытекает и из мнения другого судьи — Петрана: «… широкий перечень географической и иной информации, которая должна быть принята во внимание, все же не может способствовать созданию достаточно разработанной системы норм и практики, охватывающих все ситуации, которые могут возникнуть»[5].

Следует отметить, что точка зрения Международного суда об историчности в целом совпадает о мнением, высказанным в советской правовой литературе. Так, советский юрист-международник Б. М. Клименко пишет: «В отрыве от других факторов историчность может искажать действительность положения вещей и служить для необоснованных территориальных притязаний»[6].

Право западносахарского народа на самоопределение поддерживает Алжир. Испания — бывшая метрополия, отрицала право западносахарского народа на самоопределение и способствовала разжиганию конфликта между государствами, в особенности между Алжиром и Марокко.

14 ноября 1975 г. в результате мароккано-мавритано-испанских переговоров в Мадриде было подписано соглашение о передаче Испанией не позднее 28 февраля 1976 г. Западной Сахары под управление Марокко и Мавритании, которое является незаконным с точки зрения международного права, поскольку оно отрицает один из важнейших принципов международного права — принцип самоопределения.

Действуя в соответствии с соглашением, Марокко и Мавритания ввели свои войска в Западную Сахару и присоединили эту территорию к себе. Алжир, заявивший о своем непризнании тройственного соглашения, расценил шаг соседей как прямую угрозу его территориальной целостности и активно поддержал Фронт Полисарио, отряда которого развернули вооруженные партизанские действия против марокканских и мавританских войск.

Фронт Полисарио совместно с Временным сахарским национальным советом (ВСНС) провозгласил независимость Западной Сахары и объявил о создании нового арабского государства – Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). 6 марта 1976 г. было сформировано первое правительство САДР.

В настоящее время Фронт Полисарио признает 55 стран. В поддержку права западносахарского народа выступает СССР и другие социалистические страны.

За подписанием одного незаконного договора последовало другое противоправное соглашение.

14 апреля 1976 г. Марокко и Мавритания подписали конвенцию о «сотрудничестве в экономическом освоении возвращенных территорий. Однако вскоре Мавритания изменила свою позицию по западносахарский проблеме, 5 августа 1979 г. новое мавританское руководство, пришедшее к власти в июне 1922 г., и Фронт Полисарио подписали соглашение о мире, в соответствии с которым Мавритания отказалась от территориальных и каких-либо других претензий в отношении Западной Захары и заявила о своем нейтралитете в конфликте. Марокко, заявив о своих «преимущественных правах» на Западную Сахару, ввело войска на освобожденную Мавританией часть ее территории.

Проблема западносахарского народа не раз обсуждалась как в ООН, так и в ОАЕ.

10 декабря 1975 г. XXX сессия ГА ООН приняла резолюции по Западной Сахаре[7]; одна из них отражала точку зрения Алжира, другая — Марокко. Обе резолюции были приняты, так как собрали необходимое большинство голосов. Обе они признают за населением Западной Сахары право на самоопределение и предусматривают «консультацию» западносахарцев в порядке осуществления ими это- го орава. Однако первая резолюция предлагала сделать это Испании под наблюдением ООН и «в консультации со всеми затронутыми и заинтересованными сторонами» (т.е. включая и Алжир), тогда как вторая, принимая к сведению Мадридское соглашение, возлагает это на временную администрацию в Западной Сахаре Марокко, Мавритании и Испании. Первая резолюция была принята 88 голоса-ми (включая СССР и социалистические страны) при 41 воздержавшемся; вторая — 56 голосами (США, Франция, ФРГ, Англия, Испания, большинство арабских стран и др.) при 42 против (в том числе СССР и социалистические страны) и при 34 воздержавшихся.

21 ноября 1979 г. ХХXIV сессия ГА ООН приняла резолюцию, в которой подтверждалось «неотъемлемое право народа Западной Сахары на самоопределение и независимость», а также «законный характер борьбы, которую он ведет» за осуществление этого права. Фронту Полисарио как представителю народа Западной Сахары рекомендовалось принимать активное участие во всех поисках справедливого, прочного и окончательного политического решения вопроса о Западной Сахаре в соответствии с резолюциями ООН, OAЕ и неприсоединившихся стран. Резолюция была принята В5 голосами (в том числе СССР, Монголия, Алжир, Мавритания), 6 стран голосовали против (в той числе Марокко), 41-воздержалась, 20-не участвовали в голосовании (в том числе Китай и Румыния). II ноября I98O г. ГА ООН приняла предложенную Алжиром резолюцию, в которой вновь подтверждалось право народа Западной Сахары «на самоопределение и независимость» и подчеркивалась законность его борьбы. Марокко предлагалось положить конец «оккупации» территории Западной Сахары. С этой целью резолюция рекомендовала Марокко и Фронту Полисарио, как представителю народа Западной Сахары приступить к переговорам в интересах окончательного урегулирования вопроса. За резолюцию проголосовало 88 делегаций (в том числе СССР), против — 8 (Марокко, Заир, Сенегал, Израиль и др.), 43 воздержались (США, Франция, Испания, ФРГ и др.), ряд стран в голосовании не участвовал.

24 ноября 1981 г. на ХXXVI сессии Генеральной Ассамблей ООН была принята очередная резолюция, в которой вновь было подтверждено право народа Западной Сахары на самоопределение и независимость, а конфликтующие стороны — Марокко и Фронт Полисарио — призывались соблюдать прекращение огня и приступить к переговорам с целью проведения «свободного и правомерного референдума». За резолюцию проголосовали 76 стран, в том числе СССР, против — 9 (Марокко, США, Заир, Чили и др.), 57 -воздержалось, в том числе Франция, 15 стран в голосовании не участвовали (Ирак, Кот-д’Ивуар, Буркина Фасо и др.).

Значительное внимание эападносахарской проблеме уделяла Организация африканского единства.

В конце 1978 г. ОАЕ создала так называемый «Комитет мудрецов», который принял резолюции, в которых он приветствовал Мавританию в связи с подписанием мирного договора с Фронтом Полисарио, призывал Марокко «вывести все свои войска и свою администрацию из района, эвакуированного Мавританией», а также все участвующие в конфликте стороны к «немедленному соблюдению прекращения огня на всей территории Западной Сахары, о тем, чтобы создать условия для проведения свободного и справедливого референдума».

На XVII сессии Ассамблей ОАЕ в I960 г. обсуждалась просьба САДР о приеме в ОАЕ. Делегациям Марокко, Кот-д’Ивуара, Египта, Сенегала, Сомали, Судана, Туниса, угрожавшим расколом OAЕ, удалось блокировать прием САДР в ОАЕ.

В сентябре I960 г. спецкомитет ОАЕ по Западной Сахаре, заслушав заинтересованные стороны (Алжир, Мавританию, Фронт Полисарио и группу промарокканских сахарских организаций), призвал к прекращению огня и «проведению честного и всеобщего референдума» в Западной Сахаре. Референдум рекомендовалось провести ОАЕ при содействии ООН. Силам ООН надлежало также осуществлять контроль за совладением прекращения огня, которое должно было быть объявлено не позднее декабря I960 г. Фронт Полисарио выразил согласие с идеей референдума, однако Марокко заявило, что народ Западной Сахары уже «самоопределился, добровольно воссоединившись с Марокко», и поэтому оно считает, что в референдуме нет необходимости.

Острые разногласия вызвало осуждение проблемы Западной Сахары на ХVIII сессии Ассамблей ОAЕ, в ходе которой ряд стран активно добивался приема САДР в эту организацию. В сложившейся ситуации король Марокко Хасан II дал согласие на проведение «контролируемого референдума» в Западной Сахаре. Выступая на Ассамблее, он подчеркнул, что условия такого референдума должны соответствовать не только целям рекомендаций ОАЕ, но и законным правам Марокко.

Согласием на референдум Хасану П удалось временно снять вопрос о приеме САДР в OAЕ.

С 24 по 26 марта 1981 г. в Найроби состоялось заседание спецкомитета по проведению референдума, на котором было решено организовать и провести всеобщий и свободный референдум в Западной Сахаре совместно с ООН, осуществить прекращение огня, создать временную нейтральную администрацию, произвести отвод войск конфликтующих сторон на их базы, разместить на западносахарской территории силы ОАЕ или ООН по поддерживанию мира, провести консультации с ООН для определения меры ее участия в осуществлении и финансировании данного решения, в ходе референдума предоставить народу Западной Сахары выбор: независимость или присоединение к Марокко.

В конце февраля I981 г. в Аддис-Абебе состоялась 38-я сессия совета министров OAЕ. Генеральный секретарь ОАЕ Э. Коджо пригласил делегацию САДР во главе с министром иностранных дел Ибрагимом Хакимом принять участие в ее работе и объявил о приеме САДР в ОАЕ в качестве 51 полноправного члена. В своих действиях Э. Коджо сослался на ст.28 Устава Организации, в которой предусматривается прием новых членов в случае получения ими простого большинства голосов стран-членов[8].

Вопрос о членстве САДР вызвал длительную и острую дискуссию, ряд участников сессии высказался против приема САДР в ОАЕ и предложил отложить вопрос на неопределенный срок. Большинство делегатов отклонили это предложение.

Соединенные Штаты, уже не раз показавшие свое отрицательное отношение к праву на самоопределение народов Азии, Африки и Латинской Америки, активно поощряют политику марокканского руководства.

США 27 мая 1982 г. подписала соглашение с Марокко, открывающее доступ СБР (сил быстрого развертывания) к марокканским военным базам (в дополнение к разрешению 6-му американскому флоту пользоваться марокканскими портами). Соглашение заключено на шесть лет с возможностью последующего продления. Военные детали этого американо-марокканского пакта секретны, но главные его направления известны. Страны договорились о предоставлении США права расширять и усиливать взлетно-посадочные полосы и стоянка в нескольких марокканских аэропортах для приема тяжелых транспортных самолетов и бомбардировщиков В-52, хранение грузов и горючего. Будут также строиться склады и хранилища для военной техники и снаряжения. По новому соглашению там могут быть размещены ядерные боеголовки. Военная помощь США Марокко возросла с 30 млм. дол. в 1982 г. до 100 млн. дол.[9].

В феврале I9B2 г. спецкомитет ОАЕ на очередном заседании принял дополнительную резолюцию, определявшую условия прекращения огня, и их осуществление по согласованию между заинтересованными сторонами. Комитет призвал стороны, участвующие в конфликте, письменно подтвердить свое согласие с условиями прекращения огня.

Несмотря на многочисленные решения ОАЕ и ООН, настойчивые призывы к прекращению огня на территории Западной Сахары продолжались ожесточенные вооруженные столкновения между отрядами Фронта Полисарио и марокканскими регулярными частями.

В ноябре 1983 г. ОАЕ вновь выдвинула предложение о необходимости проведения переговоров между фронтом Полисарио и Марокко и референдума. Что касается марокканских властей, то они вновь заняли негативную позицию к этому предложению. Так, марокканские дипломаты распространили в ООН меморандум, в котором указывается, что марокканские власти никогда не вступят в прямые переговоры с Фронтом Полисарио[10]. Марокканские власти, нарушая общепризнанный принцип о самоопределении, пытались представить проблему Западной Сахары как конфликт между Марокко и Алжиром, а последний, как известно, поддерживает Фронт Полисарио.

Марокканские власти стремятся, чтобы Западная Сахара была включена в состав Марокко. Такая форма реализации признается, международным правом, однако, должен быть соблюден ряд требований. Это вытекает из текста резолюции 154/ЗХ/ от 15 декабря I960 г. В ней указывается, что интеграция должна проходить при следующих условиях: а) интегрированная территория додана достигнуть определенной ступени самоуправления, включающего в себя свободные политические институты, о тем, чтобы народ был а состоянии сделать ответственный выбор посредством проинформированного я демократического процесса; б) интеграция должна быть результатом свободно выраженной воли народов данной территории, действующих с полной осознанностью изменения в ее статусе, их желания должны быть выражены посредством информированного и демократического процесса, проводимого беспристрастно и основанного на избирательном праве для взрослых.

Что касается марокканских властей, то они с самого начала не соблюдали эти требования. Они, в частности, отказались провести референдум и настаивают на интеграции, несмотря на то, что законный представитель этого народа Фронт Полисарио, признанный многими государствами, высказался против интеграции. В последнее время появились надежды, что проблема западносахарского народа будет урегулирована мирным путем. В апреле 1986 г. во исполнение резолюции 40/50 Генеральной Ассамблеи ООН при содействии ООН и ОАЕ состоялась встреча между представителями Фронта Полисарио и Марокко.

В печати отсутствуют подробные сообщения о результатах переговоров. В алжирской газете «Аль-Муджахид» указывается, что представитель Фронта Полисарио охарактеризовал переговоры как предварительные контакты». Переговоры касались таких проблем как прекращение огня я проведение референдума. Представитель Фронта Полисарио заявил о готовности продолжить переговоры с целью достигнуть урегулирования мирным путем[11].

Советский Союз на протяжении всего конфликта строго придерживался и придерживается своей принципиальной позиции, неоднократно изложенной советскими представителями в ООН. Эта позиция исходит из того, что судьбу Западной Сахары должен решать сам Западносахарский народ в условиях свободного волеизъявления. Советский Союз делал все возможное, чтобы не допустить возникновения войны из-за Западной Сахары и не раз призывал стороны урегулировать конфликт мирным путем в ходе политических переговоров» Эту позицию официальные представители Советского Союза неоднократно излагали как алжирский, так и марокканский руководителям. В частности, она была изложена в конце 1975 г. во время встречи представителей СССР и АНДР в Варшаве, в начале 1976г. в ходе советско-марокканских переговоров, в июне 1982 г. во время официального визита в СССР президента АНДР Ш. Бендаадида[12].

Такая позиция СССР полностью соответствует проводимому им общему курсу на поддержку народов, борющихся за свое освобождение. 3 апреля 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в беседе с главным редактором алжирского еженедельника, органа партии фронта Национального Освобождения Алжира отметил: «Советский Союз, другие социалистические страны заявляет открыто: наши симпатии полностью на стороне народов, борющихся за свободу, национальную независимость и социальный прогресс. Мы оказывали и будем оказывать им широкую поддержу — политическую, моральную, материальную. Подчеркну, что Советский Союз не, имеет при этом для себя никаких односторонних выгод – политических или экономических”[13].

Итак, можно заключить, что Западносахарский народ имеет право на самоопределение, включая право на создание независимого государства, его законным представителем является Фронт Полисарио. Что касается позиции Марокко, то ее требования об интеграции Западной Сахары противоречат международному праву.

Себаа Ауэд (Алжир)

Примечание

[1] См. Советский Союз и ООН. М., 1965. Т.I Гл.VI; Т.2. Гл.II; Курс международного права. М., 1967. Т.I. Гл.VI.

[2] Горбачев М. С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политздат, 1986. С. 69.

[3] Там же. С. 80.

[4] ICJ Res. 1975. P. 122.

[5] Ibid.

[6] Клименко Б. М Мирное разрешение международных споров. М.: Междунар. отношения, 1982. С. 9.

[7] Резолюция ГА ООН № 3458 “A” (XXX) jn 10 jrn/ 1975 u/? # 3458 “B” (XXX) от 10 окт. 1975 г.

[8] Документы XXXVIII сессии Совета министров ОАЕ. Аддис-Абеба.. 1982. 22-28 февр.

[9] International Security. 1983. № 4. Vol. 7. З. 176-177.

[10] Schissel A. From talks to battlefield – West Africa. London, 1983. № 12. P. 2862.

[11] EL Moudjahid. 1986. 12 avr.

[12] Шведов А. А. Независимая Африка. Внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М.: Политиздат, 1983. С. 113.

[13] Правда. 1986. 3 апр.

Материал опубликован в сборнике статей «Международное право в практике освободившихся стран». Изд-во Университета дружбы народов. М.: 1988. С. 48-57.

Рубрика: Исследования