Опасный прецедент, или три горьких урока

Воскресенье, Август 25th, 2013 @ 4:13ПП

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций 28 апреля 2006 года принял очередную резолюцию по Западной Сахаре. Суть ее сводится к тому, что мандат миротворческих сил продлевается еще на шесть месяцев, а проведение референдума по самоопределению этой территории вновь отодвигается на неопределенное время. Естественно, содержатся в резолюции Совбеза и традиционные призывы к решению спорных вопросов дипломатическим путем и т.д.

Казалось бы, войны нет — и слава Богу. Но это лишь кажущееся благополучие. По крайней мере, здесь зарыто несколько мин под любой процесс мирного урегулирования, поскольку от успеха миротворческих усилий ООН на Северо-Западе Африки зависит и благополучие других регионов планеты.

Марокко по сути дела оккупировало Западную Сахару и продолжает удерживать занятую территорию уже длительное время. Ему противостоит фронт ПОЛИСАРИО, выражающий интересы коренных западносахарийцев и созданной ранее Сахарской Арабской Демократической Республики. Какие же уроки мы можем извлечь из этого затянувшегося противостояния и многолетних усилий ООН по урегулированию конфликта?

Прежде всего, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Оказывается, можно, на словах соглашаясь выполнить любое решение Совбеза, по сути дела саботировать процесс мирного урегулирования. Так, Марокко из года в год выдвигает все новые и новые условия подготовки и проведения референдума. С 1991 года по настоящее время силами Объединенных Наций проведена колоссальная работа по идентификации жителей Западной Сахары, детально разработаны условия проведения референдума. За тот же период Марокко возвело циклопические оборонительные сооружения, отделяющие оккупированную им территорию Западной Сахары от ее остальной части, провело ряд «зеленых маршей» — сотни тысяч безоружных людей были направлены «на освоение» богатых ресурсами чужих территорий. В результате на оккупированной территории только за счет переселенцев численность населения значительно превысила численность коренных жителей, а коренные западносахарийцы были оттеснены вглубь пустыни и сейчас живут в лагерях беженцев. Это создало еще одну неразрешимую проблему.

Предположим, ООН удалось провести референдум. При любом его результате новых жителей никуда не денешь — это, все-таки, живые люди. В итоге Марокко сумеет через них фактически контролировать ситуацию в регионе и стране. Как же в таком случае быть с коренными жителями из лагерей беженцев? Итак, еще один прецедент — можно захватить любую страну, если проведешь ряд подобных «маршей» безоружных людей. А если опыт марокканцев возьмут на вооружение миллиардные Китай или Индия? Тяжело придется сопредельным странам!

Третий урок заключается в следующем. Свыше 80 стран имеют дипломатические отношения с Сахарской Арабской Демократической Республикой. Если Совбез ООН не сможет урегулировать проблему, и Марокко поглотит Западную Сахару, всем этим странам придется вытереть марокканский плевок со своих лиц и сделать хорошую мину при плохой игре.

Эти три горьких урока не пойдут на пользу, если мы будем искать в Ираке отсутствующее там оружие массового поражения, бороться с терроризмом за многие тысячи километров от своих границ, силой оружия «насаждать демократию» и станем закрывать глаза на самые вопиющие действия «наших друзей и партнеров». К сожалению, таких примеров предостаточно. И не только в отношении Западной Сахары.

Сергей МИХАЙЛОВ,

доктор политических наук, президент Ассоциации юристов и журналистов (Санкт Петербург)

Рубрика: Исследования