КОНСТИТУЦИЯ САХАРСКОЙ АРАБСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРЕАМБУЛА

Сахарский народ — арабо-африканский мусульманский народ, который начал свою борьбу в 1973 году под руководством Фронта ПОЛИСАРИО с целью освободить свою страну, продолжает  многовековое сопротивление, защищая свою свободу и достоинство от  колониализма и оккупации, заявляет:

 —  о своем намерении продолжать борьбу до полной независимости, установления суверенитета и территориальной целостности Сахарской Арабской Демократической Республики;

— поддерживать принципы справедливости и демократии, закрепленные в Декларации прав человека от 10.12.1948 года, в Хартии Организации Африканского Единства о правах человека и народов от 28.06.1981 года и всех международных соглашениях, к которым присоединилась Сахарская Арабская Демократическая Республика;

— о своей вере в то, что права и достоинства человека возможны только в  правовом государстве, где царит власть закона, в обществе, которое создает условия для необходимого социального развития в соответствии со своей цивилизацией, национальной культурой,  религиозными ценностями и требованиями современного мира;

— о своих намерениях строительства демократических институтов, которые гарантируют основные права и свободы человека, политическую свободу, социально-экономические права, права семьи, являющейся основной ячейкой общества;

 —  о своей убежденности в необходимости построения Большого Арабского Магриба  для реализации  единения африканских усилий, объединения арабской нации, создания международных отношений на основе кооперации, сплоченности, взаимоуважения и установления мира во всем мире.

Глава I

Территория, народ, государство

Раздел I

Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро

Статья 1. Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Западная Сахара) в своих интернационально признанных границах составляют неделимую демократическую республику, имеющую официальное название — Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Статья 2. Ислам – религия государства и основной источник закона.

Статья 3. Государственный и официальный язык — арабский.

Статья 4. Столица страны — город Эль-Аюн.

Статья 5. Государственный флаг, гимн и герб Сахарской Арабской Демократической Республики, а также государственная печать с изображением герба государства,  определены законом.

Раздел II

Народ

Статья 6. Сахарский народ является арабо-африканским мусульманским народом.

Статья 7. Семья — основа общества, создаваемая на основах религии, морали и исторического наследия.

Статья 8.  Национальный суверенитет — собственность народа. Народ является  источником всей власти.

Статья 9. Вся власть  принадлежит народу, осуществляющему ее посредством избранных на съезде представителей, до установления суверенитета и территориальной целостности Сахарской Арабской Демократической Республики;

Статья 10. Народ осуществляет власть через его представительные органы и конституционные институты государства, которые он избирает для такой цели.

Статья 11. Народ избирает институты с целью:

— осуществления национальной независимости;

— осуществления полного государственного суверенитета на всей территории,

—  защиты национального единства  и власти народа,

— сохранения моральных ценностей, защиты самобытности и национально-культурного достояния народа;

— уважения прав человека в соответствии с Конституцией.

Статья 12. Институты власти принадлежат народу, они не могут быть определены извне и не подлежат злоупотреблению и должны использоваться только в целях определяемых настоящей Конституцией.

Раздел III

Государство

Статья 13. Государство приобретает свою легитимность от воли народа. Оно служит обеспечению его единства. Его лозунг: «Свобода. Демократия. Единство».

Статья 14. Государственный суверенитет распространяется на всю территорию, морское и воздушное пространство.

Статья 15. Территория является неделимой и не подлежит отчуждению.

Статья 16. Административно-территориальное деление составляют вилаят (штаты)  и дайры (округа), разделенные на валадият (муниципальные образования).

— Их политические и административные функции определяются законом.

Статья 17. Государственную собственность, принадлежащую народу составляют недра, морские территориальные воды, минеральные богатства, независимо от того, находятся ли они в недрах земли или на ее поверхности, энергетические ресурсы, и другое государственное имущество, определяемое законом.

Статья 18. Общая национальная собственность государства и ее различные институты (региональные, областные, местные) определяются законом.

Статья 19. Государственные должности не могут быть источником обогащения должностного лица, средством для удовлетворения личных корыстных или узкогрупповых интересов, основанных на региональных, племенных, родовых отношениях. Эти действия являются преступлением и преследуются по закону.

Статья 20. Избираемые органы осуществляют волеизъявление народа и осуществляют надзор за деятельностью государственных структур.

Статья 21. Государство гарантирует и обеспечивает общественный порядок, безопасность граждан и их имущества.

Статья 22. Сахарская Народная Освободительная Армия является Вооруженными Силами государства и гарантирует обеспечение суверенитета.

В задачи Вооруженных Сил входит:

— завоевание национальной независимости;

— защита национального единства и территориальной целостности государства;

— обеспечение безопасности национальной территории и охрана государства в пределах своих территориальных, морских и воздушных пространств.

Статья 23. Порядок организации Сахарской Народной Освободительной Армии, порядок службы в Вооруженных Силах определяются законом.

Статья 24. Общими направлениями внешней политики Сахарской Арабской Демократической Республики являются:

— защита справедливого права сахарского народа на самоопределение вплоть до полной независимости на всей территории;

— поддержка прав народов на политико-экономическое самоопределение;

— участие в консолидации единства  Магрибского Союза, в котором Сахарское государство занимает полноправное место;

— поддержка Африканского Союза в укреплении политической стабильности Африки и развития экономической интеграции стран Африки;

— достижение международной безопасности, укрепление мира и участие в реализации социально-экономического развития всех народов мира на основе равенства и справедливости.

Глава II

Конституционные права, гарантии, обязанности

Раздел I

Конституционные права и гарантии

Статья 25. Гарантируется равенство прав и свобод каждого сахарского гражданина независимо от расы, пола, языка, вероисповедания,  цвета кожи,  политических убеждений и мнений.

Статья 26. Все граждане равны перед законом независимо от того, идет ли речь о защите или наказании.

Статья 27. Свобода личности неприкосновенна. Никто не может быть лишен свободы, если он не нарушил действующее законодательство.

— Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена судом.

— Обвиняемый имеет право на выбор защитника.

— Арест и содержание под стражей допускается только на основании закона.

— Преступление и наказание определяются исключительно законом.

— Срок предварительного заключения не может длиться более семидесяти двух часов. Продление срока предварительного заключения возможно только с санкции судебной власти в соответствии с законом.

Статья 28. Достоинство человека неприкосновенно. Каждый человек имеет право на  физическую и моральную неприкосновенность и не может подвергаться пыткам, негуманному обращению или унизительному наказанию.

— Жилище неприкосновенно.

— Запрещается обыск жилищ, за исключением тех случаев, когда проникновение в жилище совершается по письменному распоряжению судебных властей.

Статья 29. Каждый гражданин имеет право на судебную защиту.

Статья 30. Право выражать собственное мнение в устной или письменной форме гарантировано законом.  

Статья 31. Признается право граждан на создание политических партий и организаций после провозглашения полной независимости.

Статья 32. Народный Фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) остается до установления полного национального суверенитета  единственным политическим органом, в рамках которого народ выражает свое желание на самоопределение, полную независимость, защиту территориального единства до завершения устройства независимого государства.

Статья 33. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом в соответствии с законом, имеет право избирать и быть избранным.

Статья 34. Каждый гражданин имеет право занимать государственные должности в соответствии  критериям и условиями, установленными законом.

Статья 35. Право частной собственности гарантируется и охраняется законом.

Статья 36. Право на образование гарантируется.

 — Государство гарантирует бесплатное, обязательное образование в соответствии с учебной программой и законом образовательной системы.

Статья 37. Каждому гражданину гарантируется право на медицинское обслуживание и лечение.

Государство обеспечивает профилактику болезней и эпидемий

Статья 38. Государство обеспечивает выполнение противоэпидемиологической программы и ведет борьбу против распространения инфекций и болезней.

— Труд является правом, обязанностью и честью каждого гражданина.

Статья 39. Государство гарантирует защиту матери, ребенка, пожилых людей, инвалидов и создает необходимые для этого учреждения, в соответствии с законами.

Статья 40. Государство заботится об обеспечении жильем каждого гражданина. Каждый гражданин может свободно передвигаться по территории страны и может подбирать место жительства в соответствии с законом.

Статья 41. Государство гарантирует родителям, вдовам и детям (до их совершеннолетия) погибших за освобождение, пропавшим без вести, жертвам войны, а также, раненым  и взятым в плен, находящихся у врага материальные и моральные права, определяемые специальным законом.

Статья 42. Государство защищает политические, экономические, социальные и культурные права женщины и заботится об ее участии в общественном строительстве и развитии страны. 

Статья 43. Государство заботится об обеспечении молодежи работой, гарантирует участие молодежи в управлении страной.    

Статья 44. Конституция гарантирует иностранным гражданам, легально проживающим на территории Сахарской Арабской Демократической Республики, право исповедовать их религию и уважение к их культурным обычаям.

Статья 45. Государство гарантирует защиту прав и имущества всех иностранных граждан, легально проживающих на территории государства.

Статья 46. Рыночная экономика и свобода личной инициативы признаются после полного установления национального суверенитета. Иностранные, частные и общие инвестиции регулируются законом.

Раздел II

Обязанности

Статья 47. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию и законы Республики

— Незнание закона не освобождает от ответственности.

Статья 48. Священной обязанностью и долгом каждого гражданина являются:

— защита Родины и участие в ее освобождении;

— защита национального единства и осуждение любого действия, выражающее отречение от принадлежности к Родине

— предательство, шпионаж, лояльность к врагам, а также все преступления против безопасности государства являются тяжкими преступлениями, наказание за которые определяются законом.

Статья 49. Каждый гражданин обязан проходить воинскую службу, если он соответствует требованиям и условиям, определяемым законом.

Статья 50. Защита семьи и ее благосостояние, правильное воспитание детей и их развитие являются обязанностью отцов. Обязанность детей – относиться к родителям с почтением и послушанием.

Глава III

Организация власти

Раздел I

Исполнительная власть

Часть II

Глава государства

Статья 51. Генеральный секретарь Фронта ПОЛИСАРИО является главой государства, которого избирают на Общем съезде прямым тайным голосованием.

Статья 52. Глава государства координирует национальную политику и является гарантом Конституции. Он следит за соблюдением и применением законов и принимает меры по укреплению и развитию государственных институтов.

Статья 53. Глава государства назначает Премьер-министра, а также лишает его полномочий.

— Глава государства назначает президентским указом в своих должностях членов правительства, в котором определяются права и обязанности каждого министра.

Статья 54. Глава государства руководит Советом Министров.

Статья 55. После одобрения законов Сахарским Национальным Советом Глава государства их подписывает, и они обнародуются от его имени.

Статья 56. После избрания главой государства  Президент приносит следующую конституционную присягу:

"Клянусь Всевышним Аллахом, что буду уважать  принципы Революции 20 мая, защищать Конституцию Республики, следовать ей и быть верным ее защитником. Буду использовать все усилия для того, чтобы реализовать волю и стремление нашего народа к свободе и справедливости. Буду защищать права и свободы каждого гражданина. Буду прилагать свои усилия для достижения независимости Родины, сохранения единства ее национальных территорий. Буду работать на развитие и благо общества и буду реализовывать его благородные традиции и ценности. Аллах свидетель моих слов".

Статья 57. Глава государства обладает следующими функциями и полномочиями:

— является Верховным Главнокомандующим Сахарскими Вооруженными Силами;

— определяет и направляет внешнюю политику;

— осуществляет помилование, отсрочку или изменение наказаний осужденным;

— принимает аккредитационные письма и верительные грамоты от послов иностранных государств, аккредитованных в стране

— награждает государственными наградами, присваивает почётные звания.

-подписывает международные соглашения и договоры.

Статья 58. Глава государства назначает на следующие функции и должности:

— Назначения в администрацию Президента;

— гражданских и военных высших должностных лиц государства;

— послов и руководителей миссий за рубежом;

— Совет Министров;

— руководителей силовых структур;

— губернаторов;

— высших должностных лиц судебной системы;

— глав структур органов безопасности.

Статья 59. Глава государства  обладает полномочиями издавать президентские указы-законы и приказы-законы между двумя сессиями парламента в случае необходимости, где нуждается в применении определенных законов или в случае роспуска парламента или окончания срока его полномочий или введения чрезвычайного положения или замораживания Конституции.

Статья 60. Полномочия Президента о назначении Премьер-министра и других должностных лиц, определенных Конституцией, не могут быть переданы другим лицам.

Статья 61. В случае, когда Глава государства не в состоянии выполнять свои обязанности, Председатель Сахарского Национального Совета  исполняет его обязанности  сроком не свыше 40 дней.

— В случае, когда Глава государства не в состоянии выполнять свои обязанности и отсутствует должность Председателя Сахарского Национального Совета, срочно собирается  Национальный секретариат Фронта ПОЛИСАРИО и назначает из его состава исполняющего обязанности Генерального секретаря Фронта и Президента страны с соблюдением стати 62 Конституции;  

— в случае, когда оба должностных лица не могут исполнять свои обязанности, обязанности Президента исполняет лицо, исполняющее обязанности Председателя Сахарского Национального Совета, определенное в соответствии со статьей 85 настоящей Конституции.

Статья 62. Во время досрочного прекращения полномочий Президента Правительство не вправе быть подвергнуто отставке, также как и изменению в его составе до тех пор, пока не приступил к исполнению обязанностей вновь избранный общем съездом Президент.

Не могут быть применены статьи 57 и 58 Конституции в период действия статьи 61 настоящей Конституции.

Часть III

Правительство

Статья 63. Правительство является органом исполнительной власти, работает в соответствии с установленным регламентом и несет ответственность перед Главой государства.

— Правительство несет ответственность за исполнение всех программ и за применение всех законов и постановлений во всех областях.

Статья 64. Премьер-министр согласовывает выбор членов правительства с Президентом.

— Министры несут ответственность перед Премьер-министром, который может их освободить от своих должностей с согласием Президента.

— Премьер-министр не может назначить членов Правительства без их согласия.

— Член правительства может попросить Премьер-министра освободить его от занимаемой должности.

Статья 65. Правительство готовит программу действия на основе Национальной программы действия и инструкций Национального руководства.

— Премьер-министр составляет проект бюджета и годовую программу деятельности Правительства и представляет их в Совет Министров.

Статья 66. Премьер-министр руководит Советом Министров, координирует и контролирует его деятельность.

— Министры отвечают коллективно и солидарно за деятельность Правительства и каждый из них отвечает персонально за деятельность своего министерства.

Статья 67. Полномочия Правительства, организация министерств, обязанности и функции министров определяются указами Президента и исполнительными указами Премьер-министра.

Статья 68. Члены правительства обладают неприкосновенностью и могут  быть привлечены к ответственности или задержаны только в том случае, если будут достаточные данные о  причастности их к  правонарушению или преступлению. Они не могут быть преданы суду без лишения неприкосновенности, которая лишается только по запросу Премьер-министра и с согласия Главы государства.

Статья 69. Премьер-министр выносит проект программы деятельности Правительства и проект годового бюджета управления на рассмотрение Сахарского Национального Совета для утверждения.

— Премьер-министр должен вносить поправки в программу в соответствии с предложениями и замечаниями  Сахарского Национального Совета при ее обсуждении;

 — Правительство исполняет программу, утвержденную Сахарским Национальным Советом.

Статья 70.  Кроме названных  полномочий Премьер-министр:

— распределяет функции между членами Совета Министров, за исключением должностей, указанных в статье 58 настоящей Конституции;

— издает исполнительные указы;

— выполняет распоряжения, указанные Президентом в протоколе назначения. 

Статья 71. Премьер-министр имеет право отправить в отставку члена Совета Министров и заменить его другим с согласия Президента.

Статья 72. Премьер-министр имеет право от имени всего состава Правительства обратиться к главе государства об отставке Правительства.

— Правительство, чья отставка принимается, исполняет свои обязанности до назначения нового состава Правительства, проведенного в соответствии с положениями настоящей Конституции.

Статья 73. Члены Правительства индивидуально приносят следующую присягу перед главой государства:

"Клянусь Всевышним Аллахом, что буду уважать Конституцию и законы страны и буду их исполнять, клянусь своим достоинством, что буду добросовестно исполнять свою должность, никогда не буду ею злоупотреблять, и буду сохранять государственное имущество, которое находится под моей ответственностью. Аллах свидетель моих слов".

Статья 74. Члены правительства обязаны индивидуально объявить перед Сахарским Национальным Советом о своем имуществе  в начале и конце периода своей работы.

Раздел II

Законодательная власть

Статья 75. Сахарский Национальный Совет является законодательным органом страны. Он уполномочен вести контроль исполнительными органами,  разрабатывает и принимает законы.

Статья 76. Сахарский Национальный Совет утверждает общий бюджет управления, программу Правительства.

—  ратифицирует международные соглашения и договоры.

Статья 77. Сахарский Национальный Совет состоит из 53 членов.

 Статья 78. После проведения Общего съезда Фронта, образуется новый Сахарский Национальный Совет в срок до 90 дней.

Статья 79. Члены Сахарского Национального Совета избираются прямым тайным голосованием, проводимым один раз между двумя съездами.

Статья 80. Кандидат в Сахарский Национальный Совет должен обладать следующими требованиями:

— быть гражданином САДР;

— не иметь судимости;

— возраст не менее 25 лет;

— иметь высшее образование со стажем работы не меньше 5 лет или стаж работы по следующим обязанностям:

— не ниже начальника регионального  штаба  армии;

— не ниже начальника отдела в министерстве;

— послы, представители или главы миссии;

— избирался депутатом;

— занимает руководящий пост в массовой организации.

Статья 81. Должность депутата является государственной должностью. Депутат может быть переизбран. Совмещение депутатских обязанностей с заниманием какой-либо иной должности запрещено

Статья 82. Первое заседание Сахарского Национального Совета проходит под руководством Главы государства.

— На первом заседании Сахарского Национального Совета избирается Председатель из состава Национального секретариата.

Определяются порядок проведения и процедуры, вопросы деятельности Сахарского Национального Совета.

Статья 83. В случае досрочного прекращения исполнения Председателем Сахарского Национального Совета своих обязанностей, его должность занимает кандидат, набравший наибольшее количество голосов при избрании Председателя Сахарского Национального Совета.

— В случае досрочного прекращения исполнения депутатом своих полномочий его замещает кандидат, набравший наибольшее количество голосов вслед за избранным депутатом в его избирательном округе.

— Случаи досрочного прекращения полномочий депутатов определяются  Уставом Сахарского Национального Совета.

Статья 84. Депутат Сахарского Национального Совета представляет народ. Он должен оставаться верным служащим народа и заботиться о его благосостоянии.

— депутат обладает правом постоянного наблюдения за исполнением исполнительного аппарата в рамках его избирательного округа.

— Представляя народ, депутат не должен ограничиваться наказами со стороны его избирателей.

Статья 85. Сахарский Национальный Совет состоит из спикера, заместителя спикера и комитетов, имеющих председателей и докладчиков.

Статья 86. Сахарский Национальный Совет имеет секретариат, состоящий из секретариатов спикера, заместителя спикера и председателей  комитетов.

Статья 87. Секретариат Сахарского Национального Совета возглавляет генеральный секретарь, занимающийся делами Совета, под эгидой спикера Сахарского Национального Совета. 

Статья 88. Организационная структура и деятельность Сахарского Национального Совета и его взаимосвязь с правительством определяются органическим законом

Статья 89.  Депутаты обладают неприкосновенностью и могут быть арестованы только при лишении парламентерской неприкосновенности в том случае, если совершат уголовное преступление или правонарушение. Лишение неприкосновенности осуществляется по запросу Министра юстиции и с согласия  Председателя Сахарского Национального Совета.

Статья 90. Депутат отвечает перед своими коллегами, которые вправе лишить его депутатской неприкосновенности, если он совершит проступок, порочащий честь должности депутата.

— Порядок лишения депутатской неприкосновенности определяется утвержденным Уставом.

Статья 91. Сессии Сахарского Национального Совета проводятся два раза в год — весной и осенью.

— Срок каждой сессии не может превышать трех месяцев.

— Сахарский Национальный Совет может проводить внеочередные сессии по требованию Главы государства, спикера Сахарского Национального Совета, Премьер-министра или двух третей членов Сахарского Национального Совета в следующих случаях:

— чрезвычайное положение;

— когда один или более членов Правительства не исполняют возложенные на них обязанности;

— при наличии обстоятельств, которые могут препятствовать исполнению обязанностей Сахарского Национального Совета.

Статья 92. Секретариат Сахарского Национального Совета получает от Правительства проект годовой программы Правительства, утвержденный им не позднее двух недель до открытия  сессии Сахарского Национального Совета.

Статья 93. Комитеты Сахарского Национального Совета подготавливают вопросы и вправе требовать объяснений по проекту годовой программы Правительства, для чего может приглашать министров, обращаться к ним с вопросами, получить разъяснения и необходимую информацию.

Статья 94. Сахарский Национальный Совет обсуждает проекты государственного бюджета и годовой программы Правительства и вносит свои предложения по изменению до их принятия.

— Премьер-министр вносит поправки в программу Правительства на основе предложений о внесение изменений, высказанных при обсуждении программы Правительства Сахарским Национальным Советом.

Статья 95. В случае трёхкратного отклонения Сахарским Национальным Советом двумя третями голосов представленной программы Правительства, Глава государства принимает решение о роспуске Сахарского Национального Совета, либо формирует новое Правительство.

Статья 96. Комитеты Сахарского Национального Совета продолжают свою работу между сессиями, наблюдая за исполнением государственных программ в рабочем порядке, и одновременно готовятся к следующей сессии Совета.

— Периодически комитеты Сахарского Национального Совета проводят совместные с Правительством совещания по обсуждению определенных вопросов.

Статья 97. Сахарский Национальный Совет формирует региональные секретариаты, которые проводят контроль деятельности исполнительной власти на местном и региональном уровнях.

Статья 98. Региональный секретариат собирает информацию и наблюдает за исполнительной властью в пределах своей компетентности.

Статья 99. Региональный секретариат Сахарского Национального Совета работает в тесном контакте с местной властью, делает соответствующие запросы.  Первое лицо в администрации региона готовит письменный доклад о ситуации округа, о выполнении различных программ, предпринимает все возможные усилия для выполнения поставленных задач.  

Статья 100. Региональный секретариат Сахарского Национального Совета проводит собрание с региональными органами власти, в котором первое лицо в администрации готовит письменный доклад о ситуации области, о выполнении различных программ и усилии по разрешению слабых сторон и недовыполнении.  

Статья 101. После доклада проводится его общее обсуждение и у членов регионального секретариата Сахарского Национального Совета права задавать вопросы и требовать объяснений от первого лица и остальных членов администрации, по поставленным вопросам.    

Статья 102. В закрытом заседании региональный секретариат Сахарского Национального Совета обсуждает результаты обсуждения и доклада местных и региональных властей, которые включаются в докладе Сахарскому Национальному Совету, делающему заключение на основе обсужденных докладов.  

Статья 103. Сахарский Национальный Совет представит перед правительством рекомендации для их обсуждения в специальном заседании, на котором принимается решение об обсуждаемых вопросах, обязательных для исполнительного аппарата.  

Статья 104. Сахарский Национальный Совет и правительство взаимодействуют на основании закона, определяющем отношение между ними.

Статья 105. Правительство подготавливает годовой отчет программы и передает его в Сахарский Национальный Совет не позднее одного месяца до начала сессии Сахарского Национального Совета.

Статья 106. Депутаты Сахарского Национального Совета имеют право обратиться письменно или устно с вопросами к Правительству или отдельному члену Совета Министров.

— Такие вопросы могут быть поданы не позднее, чем за две недели до открытия сессии Сахарского Национального Совета.

Статья 107. После предоставления отчета о деятельности Правительства за год Сахарскому Национальному Совету, Правительство или отдельные члены Правительства отвечают на вопросы, представленные ему депутатами.

Статья 108. По окончании обсуждения исполнения программы Правительства Сахарский Национальный Совет имеет право вызвать Правительство или отдельных его членов на отдельное заседание по обсуждению какого-либо особого вопроса.

— Сахарский Национальный Совет уполномочен пригласить любое лицо по вопросу, касающемуся к национальному делу, в том числе членов Национального секретариата, для получения соответствующих разъяснений.  

Статья 109. Сахарский Национальный Совет уполномочен создать комиссии по особо важным вопросам.

— Запрещается создавать комиссию по вопросам, прерогативой которых являются решения судебных инстанций.

— Результаты работы комиссии передаются Председателю Сахарского Национального Совета, который направляет их копии Главе государства и Премьер-министру.

— Результаты работы комиссии по особым важным вопросам обсуждаются на закрытом заседании Сахарского Национального Совета.

Статья 110. Осуществляя парламентский контроль над исполнительной властью, Сахарский Национальный Совет имеет право принять решение о вотуме недоверия Правительству  коллективно или индивидуально.

— Каждый депутат имеет право потребовать отставки Правительства. Обсуждение требований депутата рассматривается только после согласия десятой части членов Сахарского Национального Совета.

Статья 111. Вотум недоверия должен быть оправдан либо крайне отрицательным руководством, либо серьезной некомпетентностью, либо вследствие утраты или хищения государственного имущества, либо вследствие серьезной ошибки, которая противоречит нормам морали государственной деятельности.

Статья 112. Для принятия Сахарским Национальным Советом вотума недоверия Правительству в полном составе необходимо иметь голоса двух третей депутатов Сахарского Национального Совета. Вотум недоверия одному члену Правительства необходимо иметь более половины голосов.

Статья 113. Председатель Сахарского Национального Совета направляет  письма Президенту и  Премьер-министру, информируя их о принятом вотуме недоверия Сахарским  Национальным Советом Правительству или одному члену Правительства.

— Вотум недоверия к одному члену Правительства влечет за собой его немедленную отставку и назначение нового министра на его должность.

Статья 114. После объявления вотума недоверия Правительству Президент в течение пятнадцати дней либо:

— назначает Премьер-министра, который формирует новое Правительство в соответствии настоящей Конституции;

— распускает Сахарский Национальный Совет.

Статья 115. В случае роспуска Сахарского Национального Совета Глава государства принимает решение в течение сорока дней о досрочных парламентских выборах.

Статья 116. Законодательной инициативой обладают как Правительство, так и депутаты Сахарского Национального Совета.

— Обсуждение проектов законов происходит, если данный законопроект поддержан одной частью членов парламента.

Статья 117. Сахарский Национальный Совет разрабатывает и принимает определенные настоящей Конституцией законы. Кроме того, к компетентности Сахарского Национального Совета относятся  следующие направления:

1. Основные права и обязанности гражданина.

2. Общие принципы Гражданского кодекса.

3. Правила регистрации граждан

4. Основной закон о гражданстве, праве на гражданство, положения о гражданстве.

5. Общие регламенты, касающиеся положения иностранцев.

6. О судебной системе.

7. Положения уголовного кодекса, уголовно-процессуального кодекса, уголовно-исполнительного кодекса.

8.  Общие положения Гражданско-процессуального кодекса, торгового кодекса, закона о собственности.

9. Административно-территориальное деление.

10. Таможенные или налоговые системы.

11. Закон о финансах.

12. Общие положения об образовании и подготовке кадров и научной деятельности.

13.  Общие положения о здравоохранении, жилищный кодекс.

14. Общие положения  о занятости населения.

15. Общие положения  об охране памятников истории и культурных ценностях.

16. Общие положения  о социальном обеспечении.

17. Закон о государственных наградах и почетных званиях.

18.  Общие положения по вопросам неприкосновенности (политической, законодательной и судебной).

19. Закон о СМИ

20. Закон о воинской обязанности.

Статья 118. Кроме намеченных основных настоящей Конституции законов Сахарский Национальный Совет разрабатывает и принимает другие специальные законы в  следующих направлениях:

— закон об организации властных структур и их функциях;

— основные судебные законы и организации судебной системы;

—  закон о национальной безопасности;

— закон о выборах;

-закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.

— Специальные законы должны приниматься в соответствии с положениями настоящей Конституции.

Статья 119.  Глава государства подписывает закон в течение 30 дней со дня его принятия.

Статья 120. Глава государства имеет право вернуть представленный ему закон для повторного рассмотрения в течение 30 дней со дня его принятия Сахарским Национальным Советом.

— При повторном рассмотрении закона закон считается принятым, если за него проголосовало две трети депутатов Сахарского Национального Совета.

Статья 121. Голосование в парламенте персональное, и голос не может быть передан другому.

Статья 122. Глава государства имеет право произнести речь перед Сахарским Национальным Советом.

Статья 123. Главы государств, председатели правительств и представители важных иностранных делегаций могут произнести речь перед Сахарским Национальным Советом.

Раздел III

Судебная власть

Статья 124. Судебная власть в Сахарской Арабской Демократической Республике независима и подчиняется только закону.

Статья 125. Судопроизводство осуществляется и выполняется от имени парода.

Статья 126. Судебное разбирательство доступно всем гражданам, оно основано на принципах законности, равноправия, глубокого уважения  к закону.

Статья 127. Аппарат Судебной власти состоит из первичных судов, апелляционного суда и Верховного Суда.

— Суды общей юрисдикции — примирение, бракосочетание и разводы являются составной частью первичных судов.

— Военный суд специализируется в рассмотрении вопросов военного характера. Организация Военного Суда и его функции определяются законом.

Статья 128. Структура, функции и полномочия судов определяются законом.

Статья 129. Верховный Суд является высшим судебным органом. Председатель Верховного Суда — судья назначается Главой государства по предложению министра юстиции.

Статья 130. Главный прокурор Республики является Председателем Национальной Прокуратуры и  назначается на должность Главой государства по предложению министра юстиции

Статья 131. Все институты государственной власти обязаны выполнять решения и постановления Судебной власти во всех случаях, независимо от времени и места.

Статья 132. Закон защищает подсудимого от всякого отклонения или произвола со стороны Судебной власти.

— Судья отвечает за исполнение своих обязанностей перед Верховным Судебным Советом в соответствии с законом.

— В случае, когда судья нарушает закон или Конституцию, он призывается к воспитательному ответу перед Верховным Судебным Советом.

Статья 133. Верховный Судебный Совет является высшим органом Судебной власти и воплощает независимость Судебной власти. Предлагает кандидатуры судей Президенту страны для их утверждения, осуществляет защиту материальных и моральных прав судей и установленную им законом гарантированную защиту.

Статья 134. Верховный Судебный Совет состоит из:

— Председателя  Совета, назначенного Главой государства;

— двух судей, назначенных Президентом;

— двух судей, назначенных Сахарским Национальным Советом;

— трех судей, избранных Генеральной Ассамблеей судей.

— Срок полномочий Верховного Судебного Совета четыре года с возможностью его продления.

Статья 135. Государство гарантирует независимость судей:

— Государство защищает судью от всех форм давления, вмешательства, которые приносят вред выполнению возложенных на него задач и вынесению беспристрастного приговора.

— Государство защищает судью от угроз, оскорблений, сквернословий, порицаний и нападений любого рода при исполнении им своих обязанностей или во время его работы.

— При нанесении ущерба судье, будь то материального, морального или физического, государство обязуется компенсировать все непосредственные потери.

Статья 136. Верховный Судебный Совет выражает консультативное согласие по применению Президентом страны акта амнистии или смягчения наказаний

Статья 137. Права и обязанности судьи, способы и организация профессиональной деятельности судей определяются  специальным законом.

— Полномочия, задачи и деятельность Верховного Совета Судей определяются специальным законом.

Статья 138. Адвокатская деятельность является свободной и независимой профессией от судебной администрации, которую регламентирует закон, определяющий способы такой  деятельности.

Глава IV

Надзорный и Конституционный органы

Раздел I

Конституционный совет

Статья 139. Конституционный совет является национальным органом, который уполномочен:

— проверять соответствие законов и иных нормативных актов  Конституции;

— контролировать законность выборов;

— решать разногласия органов власти по применению  Основного закона Фронта и Конституции;

— проводить исследования в области Конституционного права.

  Статья 140. Конституционный совет состоит из:

— одного члена, назначенного Президентом, который является председателем совета;

— двух членов, назначенных Сахарским Национальным Советом;

— двух членов, назначенных Верховным судебным советом;

Статья 141. Срок полномочий Конституционного совета между двумя съездами.

Статья 142. Члены Конституционного Совета обладают неприкосновенностью и могут быть привлечены к ответственности  только при лишении парламентерской неприкосновенности в только в том случае, если совершат уголовное преступление или правонарушение. Лишение неприкосновенности осуществляется по запросу Министра юстиции и с согласия  Председателя Конституционного совета.

Статья 143. Конституционный совет информируется Главой государства, Председателем Сахарского Национального Совета и Премьер-министром.

Статья 144. Решения Конституционного Совета окончательны и обжалованию не подлежат.

Статья 145. Полномочия, функции и деятельность Конституционного совета определяются внутренним статусом.

Раздел II

Консультационный совет

Статья 146. Консультационный совет является Консультационным органом у Главы государства.

Статья 147. Структура и деятельность Консультационного совета определяется указом Президента.

Статья 148. Устав Консультационного совета образуется на основе указа Президента.     

Глава V

Прочие положения

Раздел I

Религиозные и национальные праздники

Статья 149. Религиозными праздниками считаются: 

— День рождения Пророка;

— Праздник жертвоприношения;

— Праздник розговенья;

— Начало года лунного  календаря.

Статья 150. Национальными праздниками считаются:

27 февраля — Провозглашение Сахарской Арабской Демократической Республики.

8 марта — День памяти первого погибшего за освобождение страны

10 мая — День создания Фронта ПОЛИСАРИО.

20 мая — Начало освободительной борьбы.

9 июня — День памяти всех погибших.

17 июня — День восстания.

12 октября — День национального единства.

Раздел II

Внесение поправок в Конституцию

Статья 151. Внесение поправок в Конституцию принадлежит исключительно Общему Съезду до  установления полного суверенитета Сахарской Арабской Демократической Республики.

— Национальный секретариат подготовит предложения о корректировке Конституции, которые дает Национальному комитету по подготовке Общего съезда, а Национальный комитет включает данные предложения в документы к Съезду.

Раздел III

Переходный период

Статья 152. Переходный период определяется I-м съездом Фронта ПОЛИСАРИО, созываемым после провозглашения полного суверенитета Сахарской Арабской Демократической Республики.

Статья 153. Сахарский Национальный Совет продолжает свои полномочия до избрания первого Парламента после установления полного суверенитета Сахарской Арабской Демократической Республики.

Конституция принята 18 декабря 2008 г.

Данное издание подготовлено представителем Фронта ПОЛИСАРИО в Российской Федерации, кандидатом экономических наук Мохамедом Фаделем Али Салемом при содействии профессора кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, доктора политических наук Михайлова Сергея Анатольевича и доцента кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата политических наук Никонова Сергея Борисовича.

При публикации данного издания была учтена позиция МИДа Российской Федерации по вопросу Западной Сахары, выраженная в официальном ответе Директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИДа Российской Федерации М. Богданова на запрос Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Шеина Олега Васильевича, являющегося председателем созданной депутатской группы — «Депутаты России – за поддержку и сотрудничество с народом Сахарской Арабской Демократической Республики».

Благодарность за консультативную помощь необходимо выразить Ассоциации юристов и журналистов (Санкт-Петербургская организация) и кафедре международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Особую благодарность выражаем Сейлуму Халил Эль-Кенти, первому, кто перевел текст конституции САДР на русский язык.